ПАМЯТКА «О требованиях законодательства по охране историко-культурного наследия Республики Беларусь для собственников (пользователей) зданий и сооружений, имеющих статус историко-культурной ценности» 

Настоящая памятка «О требованиях законодательства по охране историко-культурного наследия Республики Беларусь для собственников (пользователей) зданий и сооружений, имеющих статус историко-культурной ценности» (далее – Памятка) разработана в соответствии с Кодексом Республики Беларусь о культуре (далее – Кодекс).

Охранные обязательства

В соответствии с законодательством для каждой материальной историко-культурной ценности определяются индивидуальные условия содержания и использования, устанавливается порядок выполнения работ, иные ограничения деятельности их владельцев (собственников) или пользователей, а также требования по обеспечению их сохранности. Эти требования фиксируются в охранном обязательстве по форме, установленной постановлением Министерства культуры Республики Беларусь от 28.12.2016 № 90 (в редакции постановлений Минкультуры от 28.04.2018 № 26, от 24.11.2022 № 105).

Охранные обязательства входят в пакет документов при оформлении завещаний, договоров купли-продажи, дарения, приватизации и других сделок с недвижимостью. При приобретении права собственности на историко-культурную ценность новый собственник обязан в течение одного месяца оформить охранное обязательство. Невыполнение этих условий влечет за собой признание такой сделки недействительной. Охранное обязательство оформляется на каждую историко-культурную ценность (статья 75 Кодекса).

Охранные обязательства на объекты историко-культурного  наследия Островецкого района оформляются в секторе культуры Островецкого районного исполнительного комитета (г.Островец, пр.Энергетиков, 2) в двух экземплярах. Один экземпляр выдается собственнику историко-культурной ценности, другой хранится в секторе культуры Островецкого райисполкома.

Охранная доска

Одним из обязательных условий обеспечения сохранности историко-культурной ценности является установка охранной доски, на которой размещается информация о принадлежности этой недвижимой историко-культурной ценности к историко-культурному наследию Республики Беларусь.Охранная доска изготавливается за счет средств собственника историко-культурной ценности (статья 104 Кодекса) по форме, установленной постановлением Министерства культуры Республики Беларусь от 24.11.2022 № 105.

Паспорт историко-культурной ценности

         На историко-культурную ценность оформляется паспорт историко-культурной ценности единой формы, утвержденной постановлением Министерства культуры Республики Беларусь от 28.12.2016 № 89 (в ред. постановлений Минкультуры от 26.04.2018 № 17, от 24.11.2022 № 105). Паспорт составляется научными организациями, музеями, а также проектными организациями, в штате которых имеются специалисты с опытом работы в области охраны историко-культурного наследия.Составление паспорта материальной историко-культурной ценности обеспечивается за счет средств собственника (пользователя) материальной историко-культурной ценности, землепользователя, на земельном участке которого размещается недвижимая материальная историко-культурная ценность (статья 100 Кодекса).

Зоны охраны недвижимых материальных историко-культурных ценностей

В соответствии со статьей 105 Кодекса для обеспечения сохранности недвижимой материальной историко-культурной ценности устанавливаются зоны охраны этих историко-культурных ценностей. Зоны охраны историко-культурных ценностей и их режимы содержания и использования определяются проектом зон охраны, который разрабатывается для данной историко-культурной ценности и утверждается Министерством культуры Республики Беларусь.Проект зон охраны разрабатывается за счет средств собственников (пользователей) этой историко-культурной ценности, землепользователя, на земельном участке которого размещается недвижимая материальная историко-культурная ценность.

Порядок проведения работ на объектах историко-культурного наследия

Ремонтно-реставрационные работы на недвижимых историко-культурных ценностях, за исключением работ по текущему ремонту, должны выполняться на основании научно-проектной документации при условии осуществления научно-методического руководства и авторского надзора.         Работы по текущему ремонту на недвижимых материальных историко-культурных ценностях должны выполняться на основании программы работ с использованием методик и материалов, соответствующих историческому, при условии осуществления авторского надзора.На недвижимых материальных историко-культурных ценностях могут выполняться иные работы, направленные на обеспечение надлежащего их содержания и использования, санитарного состояния, не нарушающие целостности и общего композиционного решения и (или) исторического характера размещения недвижимых историко-культурных ценностей в окружающей среде, не затрагивающие фасады, исторические интерьеры, несущие конструкции (капитальные стены, своды, перекрытия, фундаменты), отличительные духовные, художественные, документальные, архитектурные и (или) конструктивные достоинства историко-культурных ценностей.Выполнение научно-исследовательских и проектных работ на материальных историко-культурных ценностях осуществляется организациями, в штате которых работают граждане, имеющими удостоверение аттестованного лица, либо индивидуальными предприниматели, имеющие удостоверение аттестованного лица.Научно-проектная документация в отношении недвижимых материальных историко-культурных ценностей категории "0", "1", "2" согласуется с Министерством культуры Республики Беларусь. Научно-проектная документация в отношении недвижимых материальных историко-культурных ценностей категории "3" согласуется с местным исполнительным и распорядительным органам областного территориального уровня.

Отчисления за предпринимательскую деятельность, которая оказывает непосредственное воздействие на историко-культурную ценность или зоны охраны историко-культурной ценности

Указом Президента Республики Беларусь от 18 октября 2007 года № 527 «Аб некаторых пытаннях аховы гісторыка-культурнай спадчыны», определено, что собственникам (пользователям) необходимо осуществлять отчисления за предпринимательскую деятельность, которая оказывает непосредственное воздействие на историко-культурную ценность или зоны охраны историко-культурной ценности, выплаты компенсаций за вред, который причиняется историко-культурной ценности либо зонам охраны недвижимых материальных историко-культурных ценностей.Средства перечисляются на расчетный счет Министерства культуры Республики Беларусь: BY73AKBB36309000000130000000, наименование банка ОАО «АСБ «Беларусбанк», г. Минск, ул. Дзержинского, 18, код банка AKBBBY 2X, УНП 100618574.

Ответственность за несоблюдение законодательства Республики Беларусь в сфере охраны историко-культурного наследия

Кодексом Республики Беларусь «Об административных правонарушениях» предусмотрены следующие меры за нарушение законодательства в сфере охране историко-культурного наследия.

Статья 20.1. Невыполнение обязанностей по подписанию и (или) соблюдению требований охранных обязательств.

 Невыполнение предусмотренных законодательством о культуре обязанностей по подписанию и (или) соблюдению требований охранных обязательств – влечет наложение штрафа в размере до восьми базовых величин, на индивидуального предпринимателя – до двадцати пяти базовых величин, а на юридическое лицо – до пятидесяти базовых величин.

Статья 20.2. Нарушение порядка и (или) условий выполнения работ на историко-культурных ценностях либо совершение действий, создающих угрозу историко-культурным ценностям.

 Нарушение порядка и (или) условий выполнения работ на историко-культурных ценностях либо совершение действий, создающих угрозу уничтожения, повреждения историко-культурных ценностей, – влекут наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя – от десяти до ста базовых величин, а на юридическое лицо – до пятисот базовых величин.

Статья 20.3. Уничтожение, повреждение либо утрата историко-культурных ценностей или культурных ценностей, которым может быть придан статус историко-культурной ценности.

 Уничтожение, повреждение историко-культурных ценностей или культурных ценностей, обладающих отличительными духовными, художественными и (или) документальными достоинствами и соответствующих одному из критериев для придания им статуса историко-культурной ценности, совершенные по неосторожности, либо их утрата вследствие небрежного хранения – влекут наложение штрафа в размере от пяти до тридцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя – от двадцати до ста базовых величин, а на юридическое лицо – до пятисот базовых величин.

Статья 20.4. Нарушение режимов содержания и (или) использования зон охраны недвижимых материальных историко-культурных ценностей.

 Нарушение режимов содержания и (или) использования зон охраны недвижимых материальных историко-культурных ценностей – влечет наложение штрафа в размере от пяти до тридцати базовых величин, на индивидуального предпринимателя – от двадцати до ста базовых величин, а на юридическое лицо – до пятисот базовых величин.

Статья 20.5. Несоблюдение требований об ограничении прав собственника историко-культурной ценности.

 Смена места нахождения (хранения), условий содержания и использования историко-культурной ценности, за исключением историко-культурной ценности, включенной в Музейный фонд Республики Беларусь, без согласования с местным исполнительным и распорядительным органом либо передача историко-культурной ценности во владение или пользование Вооруженным Силам Республики Беларусь, другим войскам или воинским формированиям – влекут наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин.

Статья 20.6. Незаконный поиск и оборот археологических артефактов

  1. Поиск археологических артефактов, осуществляемый без разрешения на право проведения археологических исследований, – влечет наложение штрафа в размере от пятнадцати до пятидесяти базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения, орудий и средств совершения административного правонарушения или без конфискации таких орудий и средств.
  2. Приобретение, продажа, дарение, мена, залог археологических артефактов в случаях, запрещенных законодательными актами, при отсутствии признаков незаконной предпринимательской деятельности – влекут наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин с конфискацией предмета административного правонарушения.

Статья 20.7. Нарушение порядка вскрытия воинских захоронений либо проведения поисковых работ.

Нарушение порядка вскрытия воинских захоронений либо проведения поисковых работ в местах, где велись боевые действия или совершались карательные акции, – влечет наложение штрафа в размере от десяти до тридцати базовых величин.

Ответственность за нарушение законодательства в сфере охраны историко-культурного наследия предусмотрена и Уголовным Кодексом Республики Беларусь:

         Статья 344. Умышленные уничтожение либо повреждение историко- культурных ценностей или культурных ценностей, которым может быть придан статус историко-культурной ценности

  1. Умышленные уничтожение либо повреждение историко-культурных ценностей или культурных ценностей, обладающих отличительными духовными, художественными и (или) документальными достоинствами и соответствующих одному из критериев для придания им статуса историко-культурной ценности, – наказываются общественными работами, или штрафом, или арестом, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.
  1. Те же действия, совершенные повторно, либо группой лиц, либо в отношении особо ценных материальных историко-культурных ценностей или особо ценных материальных культурных ценностей, либо повлекшие причинение ущерба в особо крупном размере, – наказываются ограничением свободы на срок от двух до пяти лет или лишением свободы на срок от трех до двенадцати лет.

Статья 345. Уничтожение, повреждение либо утрата историко-культурных ценностей или культурных ценностей, которым может быть придан статус историко-культурной ценности, по неосторожности

  1. Уничтожение, повреждение историко-культурных ценностей или культурных ценностей, обладающих отличительными духовными, художественными и (или) документальными достоинствами и соответствующих одному из критериев для придания им статуса историко-культурной ценности, совершенные по неосторожности, либо их утрата вследствие небрежного хранения, повлекшие причинение ущерба в крупном размере, –наказываются общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до одного года, или арестом, или ограничением свободы на срок до одного года.
  1. Те же деяния, совершенные в отношении особо ценных материальных историко-культурных ценностей или особо ценных материальных культурных ценностей либо повлекшие причинение ущерба в особо крупном размере, – наказываются штрафом, или арестом, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.

      Статья 346. Надругательство над историко-культурными ценностями

  1. Надругательство над историко-культурными ценностями при отсутствии признаков преступления, предусмотренного статьей 344 настоящего Кодекса, – наказывается общественными работами, или штрафом, или арестом.
  1. То же действие, совершенное в отношении особо ценных материальных историко-культурных ценностей, либо надругательство над памятниками защитникам Отечества при отсутствии признаков преступления, предусмотренного статьей 344 настоящего Кодекса, – наказываются штрафом, или арестом, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на тот же срок.

Государственное учреждение культуры «Островецкий районный Центр культуры и народного творчества»

Адрес: 231202, г. Островец, пр-т Энергетиков, 2

Тел.: +375(1591) 7-01-89

e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.


Оценить качество оказанных услуг

TPL_BACKTOTOP