Как, вы не знаете, кто такой дядя Женя? Ну, значит вы или не островчанин, или в силу слишком юного или пожилого возраста не ходили на дискотеки, которые в кинотеатре «Октябрь» в начале нового столетия «крутил» дядя Женя – Евгений Евгеньевич Рябцев. Со времени нулевых приклеилось к нему это тёплое, родственное прозвище – дядя Женя. Он относится к нему с юмором: почему бы и нет? 
А вот кино про дядю Женю пока еще не сняли. Жаль… Вполне возможно, что наш скромный рассказ о Евгении Рябцеве подтолкнёт начинающих сценаристов и режиссёров к созданию киношедевра. И когда-нибудь он покажет зрителям кино про себя. Дядя Женя это заслужил, правда!

Профессий, ассоциирующихся со словом «кино», – с десяток, а то и больше: режиссёры, актёры, операторы, гримёры, каскадёры… И в последнюю очередь вспомнят – если вообще вспомнят! – о людях, которые его доносят в массы. Хотя, как говорили в своё время, кино само себя не покажет, даже самое лучшее и талантливое.

1.jpg

Да, сегодня каждый сам себе киномеханик: зашёл в интернет, выбрал, что хочешь посмотреть, кликнул мышкой – и лежи на диване, наслаждайся…
Тем не менее, истинные ценители этого искусства по-прежнему идут в кинотеатры, где всё можно увидеть на большом экране, с соответствующим звуком, с эффектом присутствия… Вкусно поесть тоже можно дома – но время от времени, по поводу или без него, мы всё же выбираемся в ресторан.

Но это теперь. А первые пос­левоенные годы кино было единственным относительно доступным для жителей глубинки искусством. Относительно – потому что донести его до зрителя было делом непростым, и показ кинофильма в деревне был событием покруче нынешнего приезда столичных звёзд. В сороковые-пятидесятые по деревням ездила кинопередвижка. Электричество ещё было редкостью, и вместе с аппаратурой для демонстрации кино везли дизель- генератор. В клубе – обыкновенной сельской избе – вешали на стену кусок белой ткани – экран, приносили лавки. Народу набивалось – яблоку негде упасть… И начиналось действо! Так люди простой профессии – киномеханики – приобщали земляков к волшебному миру кино.

Среди них, самых первых, был Евгений Михайлович Рябцев. Их семья приехала на Островетчину из-под разбитого фашистами Сталинграда в 1947 году. Евгений Рябцев устроился в киносеть. Сначала мотористом – запускал генератор, который давал ток для работы киноустановки. А затем «дорос» до киномеханика районного Дома культуры.

Кино тогда показывали в недавнем ЗАГСе: зал на 200 мест не всегда вмещал всех желающих. Взрослые 20-30 копеек на билет выкраивали из скромного семейного бюджета. А дети, если не удавалось «раскрутить» родителей, старались сдать пустую бутылку или, в крайнем случае, вытащить из-под курицы – хозяйство было тогда почти у всех – только что снесённое яйцо и отнести его в городскую лавку, чтобы на вырученные 5-10 копеек посмотреть «Всадник без головы», «Тимур и его команда» или сказку Роу.

А у Женьки была завидная для его сверстников привилегия: он мог смотреть все фильмы, и даже взрослые, бесплатно, из будки киномеханика! Для этого, правда, нужно было разнести-расклеить по городу афиши, таскать тяжёлые коробки с кинолентами, помогать отцу заряжать в аппарат плёнку – но награда стоила этих трудов! Так ещё в детстве он всерьёз заболел кино…

Закончив в 1977 году школу, решил поступать в политехнический техникум на киномеханика. Не прошёл по конкурсу. Предлагали перебросить документы на факультет торфяных разработок, где был недобор, но отец предложил идти к нему в ученики – как раз вакантное место образовалось.

Так кино стало его работой. Через 3 месяца Женя сдал на третью категорию киномеханика. А через год решил снова поступать: хотелось иметь специальное образование. Экзамены сдал лучше, чем в предыдущем году, – но и конкурс вырос до пяти человек на место. Снова облом… Решил уж было соглашаться с торфяными разработками, но Богдан Викентьевич Юшкевич, тогдашний директор районной киносети, сказал:

– Неужто на этом техникуме свет клином сошёлся? Вон в Советске Калининградской области есть кинотехникум – поступай туда. 

Женя взял справку о результатах экзаменов – и с теми же отметками легко поступил в Советск. Там учились ребята из всего Советского Союза – Якутии, Украины, Азербайджана, Татарстана… Через 3 года заочного обучения, имея уже первую категорию, дипломированный специалист по эксплуатации и ремонту киноаппаратуры Евгений Рябцев приступил к работе – вернее, продолжил её. 

– Меня назначили мастером по ремонту киноустановок, – рассказывает Евгений Евгеньевич. – А их на территории района было около сорока. И все время от времени ломались. Едет на район машина – 3 раза в неделю киноленты по графику отвозили на каждую установку – и я с ними, ремонтировать и обслуживать: в Мостяны, Спонды, Кемелишки… А дороги были какие – помните, наверное? 

3.jpg

– Но какие люди тогда работали в нашем кино! – продолжает ностальгические воспоминания Евгений Евгеньевич. – Настоящие энтузиасты своего дела! Они меня всему научили: Олег Захарович Буловицкий, Мария Томашевна Чайковская, Иосиф Иосифович Глазко, Иван Станиславович Акинча, Иван Иванович Слычко, Николай Николаевич Кузнецов. А главное – отношению к кино, которое они беззаветно любили. Зарплаты киномехаников никогда не были высокими, а условия работы… Думаете, почему в обиходе говорят «будка киномеханика»? Да потому, что это в самом деле была будка: тесная, холодная. Кинокопии привозили старые, склейка на склейке, они рвутся, в зале ор, свист, гвалт: «Кинщика на мыло!» – и нужно, не обращая ни на что внимания, быстренько перезарядить аппарат – а это тоже не так просто, ошибёшься – испортишь плёнку, и тогда огромный штраф! – и продолжить показ. А потом склеить ленту, чтобы вернуть всё, как было. 

Евгений Рябцев, как и отец, и другие его учителя в профессии, с годами, как сам признаётся, душой прикипел к кино. Настолько, что не изменил ему даже когда в конце 80-х и в 90-х годах всё начало разваливаться, а кино – особенно быстро: его стремительно вытесняло телевидение. 

Он попытался изменить своему делу – устроился в Мали в подсобный цех. Но проработал меньше года – каждую ночь снилось, как показывает кино, ремонтирует аппаратуру.

– Наконец Виктор Германович, друг детства и коллега, который к тому времени возглавил киновидеопрокат, сказал: «Хватит дурью маяться…». И я вернулся в свою стихию!

Но радость от того, что он снова занимается любимым делом, омрачалась тем, что люди в кино ходить почти перестали. К многочисленным каналам телевидения добавились видео, DVD – что они могли противопоставить? Старые рвущиеся копии? А планы-то выполнять надо! Стали сдавать помещения кинотеатра в аренду, решились по примеру других проводить в кинотеатре дискотеки – только не взрослые, а детские: подросткам тоже хотелось развлечься, а на «большие танцы» их не пускали. Тогда-то и стал Евгений Евгеньевич дядей Женей, который всегда знал, что лучше поставить на «медляк», а что – чтобы можно было «оторваться». И любую композицию «по заявкам» находил в считанные секунды.

Параллельно он был звукооператором, мастером по свету, «резал» вывески – словом, деньги зарабатывали как могли. И справедливости ради нужно сказать, что кино в Островце сохранилось во многом благодаря Виктору Германовичу и Евгению Рябцеву – ведь в половине райцентров области, в том числе в Ошмянах и Сморгони, кинотеатров нет – точнее, они используются по другому, далёкому не только от кино, но и от культуры назначению. И сегодня жители соседних районов, чтобы посмотреть на большом экране интересный фильм, приезжают в Островец.

Благо, теперь для этого есть все возможности. В новом многофункциональном комплексе оборудован небольшой, но очень уютный кинозал с замечательным звуком, прекрасным экраном, 3D аппаратурой. 

И да, вы не ошиблись: «крутит кино» здесь всё тот же «последний из могикан» из династии первых островецких киномехаников Евгений Рябцев. Он в курсе всех новинок, наперечёт знает актёров и режиссёров, радуется, что мировые премьеры появляются в Островце практически в тот же день, что и в Минске – скажем, нашумевшая мировая кинопремьера «Дом Гучи», которая вышла на экраны только в ноябре, а в начале декабря появилась в Москве, уже идёт у нас.

А киномеханик – ах, простите,  видеодемонстратор! – не только здоровается с каждым зрителем, когда они входят в зал, но и, провожая, когда заканчивается сеанс, непременно интересуется: понравился ли фильм? И приглашает приходить ещё.

Может, ещё и поэтому число поклонников кино в нашем городе не уменьшается.

2.jpg
4.jpg
Текст: Нина Рыбик

Государственное учреждение культуры «Островецкий районный Центр культуры и народного творчества»

Адрес: 231202, г. Островец, пр-т Энергетиков, 2

Тел.: +375(1591) 7-01-89

e-mail: Адрес электронной почты защищен от спам-ботов. Для просмотра адреса в браузере должен быть включен Javascript.


Оценить качество оказанных услуг

TPL_BACKTOTOP